Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!

четверг, 6 июля 2017 г.

Современная форма проектирования урока музыки – технологическая карта.




Я приветствую всех гостей, кто посетил мой блог!

Сегодня мы закончим разговор о технологической карте современного урока музыки.

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет организовать урок по выбранным учителем характеристикам. 
Такими характеристиками могут быть этапы урока, его цели, содержание, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.


В одном из графических вариантов технологической карты могут быть отражены:
       этапы урока;
       время;
       деятельность учителя;
       деятельность обучающихся;
       методы, приемы и формы обучения;
       прогнозируемый результат образовательной деятельности;
       учебно-методическое обеспечение.



Второй вариант технологической карты предусматривает разделение деятельности учителя и учащихся. Деятельность учащихся разделяется на метапредметные связи, каждая из которых, в свою очередь, делится на те действия, которые осуществляют учитель и ученик и формируемые способы деятельности.

 



Третий вариант технологической карты урока может содержать:


Но мне нравится больше еще один вариант:


 

Все эти варианты не очень сильно отличаются друг от друга.
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из собственного предпочтения и понятности технологической карты. Можно использовать универсальную карту. Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров:
-  тип урока,
- УУД,
- цели и задачи,
 - общую концепцию хода урока.

Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.
В своей деятельности педагог уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет анализ и контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к творческому (домашнему) заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, делают анализ музыкальных и изобразительных произведений, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Алгоритм составления технологической карты

 1. Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

 2. Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, подобрать музыкальный, изобразительный и литературный материал, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.
 Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

 4. Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников - одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.

 5. Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, драматургию урока, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
 - что контролировать;
 - как контролировать;
 - как использовать результаты контроля.

 7. Подготовить оборудование для урока.
 Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, оборудования и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
 8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока точных законодательных указаний и рекомендаций.
 Рассмотрим рекомендации методистов по составлении технологической карты урока по ФГОС.

1. Необходимо записать в технологическую карту общие сведения:
Предмет:
Тема урока:
Тип урока:
Прогнозируемые результаты:
личностные
метапредметные
предметные
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.
Оборудование:

 2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. 

3. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6. Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер (все уроки искусства, развивающие от начала до его конца). В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, тесты, викторины, кроссворды и т.д.

8. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При подготовке данной статьи я узнала. Что есть электронные конструкторы технологических карт.
Они представляют собой Excel документ.
(вставка)

Я искала её, нашла! Программа платная! 

https://detyam.gramix.ru/elektronnyj-konstruktor-znatok-180-shem.html





Читала отзывы – не всем нравится и у очень многих не получается!

Одну из таких программ разработали в Санкт – Петербурге.
Вот что они пишут:

 
Смотрите, решайте сами, использовать вам этот конструктор или нет.

С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ современного урока музыки. Такая форма проектирования урока дает учителю возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, правильность применяемых методов и форм работы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

  Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС











Технологическая карта не заменит конспекта урока. Конспект урока - это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». 

А главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.

Читайте, обсуждайте, применяйте в своей работе! 

Обещанное окончание моей технологической карты.





 

8 комментариев:

  1. Хотел бы я, что бы мои внуки обучались таким педагогом!

    ОтветитьУдалить
  2. Для учителей школы очень ценная статья. Технологические карты - новинка а образовательном процессе.

    ОтветитьУдалить
  3. Статья для очень полезная и нужная.

    ОтветитьУдалить
  4. Я хоть и не преподаватель музыки, но прочитав статью Ирины могу с уверенностью сказать, что в руки учителей музыки рекомендован шикарный инструмент! Спасибо, Ирина!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валюша, спасибо! Инструмент хороший, но к нему надо еще привыкнуть и начать работать по новому!

      Удалить

Яндекс.Метрика