Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!

среда, 23 мая 2018 г.

Кейс технологии на современных уроках музыки.

музыка Чайковского


Я рада приветствовать всех друзей и гостей своего блога!

Сегодня мы поговорим об использовании кейсовой технологии на современном уроке музыки.

Кейс по предмету «Искусство» своей структурой ничем не отличается от кейсов по другим дисциплинам и представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

В изучении предмета «Искусство» - эта технология может стать бесценной.

Вот один пример использования этой технологии на современном уроке музыки по теме «Преобразующая сила музыки Чайковского», Автор:  Мокрушина Наталья Николаевна, учитель музыки МБОУ «СОШ №70»  Октябрьский район г.Ижевска

На уроках музыки в 6 классе школьники начинают задумываться о том, как и почему музыка влияет на нас.  Очень важно в этом процессе не давать ребятам шаблонные мысли и факты. Задача учителя – помочь им взглянуть на музыку, особенно классическую, как на явление, имеющее непосредственное отношение к их собственной жизни. Поэтому примеры их сверстников, испытавших в действительности колоссальное воздействие великой музыки на их душу, неизменно производят впечатление на подростков. 

На представленном уроке по теме «Преобразующая сила музыки» кейс-метод помогает шестиклассникам  задуматься о силе влияния музыки Чайковского с самой неожиданной стороны и выработать собственное отношение к описываемой ситуации.


Цель урока:  Осознавать силу воздействия музыки на душу человека

Задачи:

Исследовать особенности стиля музыки Чайковского.
Соотносить художественный образ музыкального и литературного произведений. Формировать стремление к прекрасному, воспитывать художественный вкус, учить сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов.

Расширять кругозор, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе.


Раунд
Роль преподавателя
Роль учащихся
Ознакомительный этап
Вводная часть
Предлагает узнать композитора по звучащему отрывку. (Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Просит вспомнить ситуации из их жизни, в которых они слышали музыку Чайковского.
Предлагает прослушать отрывок из незнакомого произведения Чайковского – финал 5 симфонии. После прослушивания спрашивает: «Какие чувства вызвала музыка? На что эта музыка могла бы вдохновить вас?»
Затем предлагает разделиться на группы для дальнейшей работы на уроке.
Слушают музыкальный фрагмент, определяют композитора. Вспоминают ситуации. Слушают музыку. Отвечают на вопросы.
Разделяются на группы.
Знакомятся с критериями оценивания (Приложение 2).
Аналитический этап
Индивидуальная работа над кейсом
Сейчас мы с вами познакомимся с тем, как однажды это произведение вдохновило одного шестиклассника на… драку с одноклассником!
Раздает кейсы. (Приложение 1).
Отвечает на уточняющие вопросы учащихся.
Знакомятся с текстом. Задают уточняющие вопросы. Отвечают на вопросы после текста, анализируют ситуацию.
Разбор кейса в малой группе
Объясняет, в чем заключается задание: «Сейчас обсудите эти вопросы все вместе. Не бойтесь высказывать свое мнение. Даже если оно отличается от мнения остальных участников группы. Но старайтесь аргументировать свое мнение.»
Ограничивает по времени: 15 минут.
Наблюдает за работой групп, отвечает на возникающие вопросы.
Контролирует обсуждение в малых группах.

Обсуждают в группе.




Подыскивают аргументы.
Итоговый этап
Дискуссия в общей группе
Просит группы выбрать одного или нескольких выступающих.
Стимулирует общую дискуссию, предлагая следующим группам согласиться или не согласиться с первой группой. Предлагает группам задавать вопросы выступающим. Сам задает дополнительные вопросы (при необходимости) : «Как, по-вашему, сложилась бы судьба Владика, если бы он не сходил тогда на этот концерт?» 
Помогает учащимся увидеть те моменты в кейсе, которые они не увидели, при помощи наводящих вопросов (если нужно).

Выступают со своим анализом кейса.
Дают обратную связь.
Задают вопросы.
Подведение итогов
Подводит учащихся к формулированию выводов: «К какому же мнению мы пришли?  Какое решение мы выберем, как наиболее приближенное к истине?»
 Комментирует ход дискуссии, варианты решений, подводит итог:  «Герою повести пришлось нелегко.  Помогла ли ему музыка решить проблему во взаимоотношениях? Сам писатель, став уже взрослым, оценивал эту ситуацию так: «Музыка …пробудила во мне какое-то новое чувство.. того, что я что-то стою и могу сам». Как относиться к драке Владика и Тольки – каждый из вас решает сам.  Ребята начали уважать Владика после нее, но все же подлинное уважение он смог завоевать позже – проявив доброту и отвагу в различных ситуациях, защищая не только себя, но и ребят, младше по возрасту»)
Предлагает исполнить песню «Ты – человек».
«Как можно соотнести содержание этой песни с тем. О чем мы с вами говорили на уроке?»

В конце отмечает наиболее ценные выводы групп и отдельных участников. Дает индивидуальную оценку работе.
Формулируют выводы обсуждения.


Обобщают результаты проделанной работы.














Исполняют песню «Ты человек». Отвечают на вопросы учителя.



Приложение1

Кейс

Классическая музыка учит драться?

Многие люди любят и слушают разнообразную музыку. Но иногда влияние даже классической музыки на шестиклассника  может оказаться абсолютно неожиданным.

В повести В. Крапивина рассказывается о мальчике Владике 
12 лет, которого преследовал своими насмешками одноклассник Толька. Толька не давал Владику прохода ни в школе, ни во дворе. Он выгонял его из компании мальчишек, высмеивал и дразнил при всех, а иногда даже бил. Остальные ребята не вмешивались в эту ситуацию, т.к. считали, что Владик должен сам разобраться с Толей, ведь они были равны и по возрасту, и по силе. Но непонятный страх парализовал Владика каждый раз, когда он видел Тольку. Толька подавлял его своим безудержным напором, полной уверенностью в победе. Владик презирал себя за трусость, но ничего не мог с этим поделать.

Однажды, когда мама Владика собралась на концерт симфонической музыки, Владик попросил её взять его с собой. Дело было вовсе не в том, что он любил симфоническую музыку. Просто в тот вечер он боялся выйти на улицу, где его уже поджидал Толька с очередной порцией издевательств. Мама удивилась, но согласилась. На концерте поначалу Владику было скучно. Но неожиданно он услышал, что… «…эта музыка была под стать моему настроению. 

Прямо то, что я чувствовал и думал. И всё-таки не то. Я был боязлив, а в музыке не было страха. Она была суровой, печальная была, но мужественная. Она мне напоминала о том, что я трус... И ей было плевать на меня, этой музыке. Я перед ней был как прижатый к земле кустик перед нарастанием грозового фронта… И вдруг в наступившей тишине одиноко, чисто и негромко прозвучал угасающий сигнал трубы… 

Музыка летела дальше…и она была – моя… Это была песня о том, что есть на свете край, где рождаются смелые ветры, зовущие в дальние плавания. Не знаю, тогда или потом сложились слова, но теперь я их не могу отделить от этой музыки:
Та сторона, где ветер,
Встает стеной громадной, словно море…
Та сторона, где ветер
Встает
        Как синяя стена!
Растет,
        Как синяя волна!
А дальше – уже никаких слов, только нарастающая радость и бесстрашие.

Боже мой, ну почему я думал, что я трус?! Разве можно быть трусом, когда на свете есть   т а к а я музыка?»

После концерта, прямо в нарядном костюме, Владик побежал искать Тольку. И сразу при встрече Владик треснул врага кулаком по носу. Завязалась отчаянная драка, в которой Толька, в конце концов, отступил и побежал. 

Домой Владик вернулся в порванной рубашке и штанах, с губой размером с котлету и огромным синяком под глазом. Но зато счастливый, ведь радость его победы была ясной и торжественной, как финал Пятой симфонии Чайковского!

(По мотивам повести В.Крапивина «Тень каравеллы»)

Вопросы для обсуждения:

1) В чем была проблема главного героя?
2) Как музыка повлияла на героя рассказа? Что музыка изменила в мальчике?
3) Как вам кажется, музыка оказала позитивное или негативное воздействие на Владика?       Объясните свое мнение.
4) Возможна ли такая ситуация в реальной жизни с вами или вашими сверстниками? Почему да или почему нет?
5) Какая музыка может вдохновить вас на смелый поступок?

Возможные варианты решения кейса.

Выявленная проблема:

1. Насмешки со стороны одноклассника.
2. Страх перед ним, потеря уважения со стороны остальных друзей.

После прослушивания симфонии Чайковского мальчик был настолько вдохновлен, что решился на честный поединок со своим врагом. Музыка помогла ему преодолеть свой страх и унижение. С одной стороны, кажется, что музыка повлияла на героя рассказа негативно, т.к. вдохновила его на драку, что не является лучшим вариантом решения конфликтных ситуаций. С другой стороны, музыка оказала позитивное влияние на мальчика, т.к. помогла ему преодолеть самого себя, свою трусость, неспособность постоять за себя.

Такая ситуация в жизни вполне возможна. Часто шестиклассники сталкиваются с насмешками и пренебрежительным отношением со стороны одноклассников. 

Иногда они боятся и не реагируют, иногда просто уходят в себя. А иногда срывают свою злость и обиду на тех, кто слабее. Возможно ли, чтобы музыка Чайковского оказала такое же влияние на кого-то из учеников в классе? 

Это зависит от человека. Некоторые подростки очень открыты к музыке, способны чувствовать ее. Кто-то принципиально считает, что драться – плохо и неправильно. Но в любом случае, можно говорить о том, что музыка Чайковского очень сильно повлияла на героя рассказа, после знакомства с ней в его жизни произошел поворот. 

Да, взрослые не оценили этого события, осудили драку, но в душе самого Владика пробудилось что-то совершенно новое, то, от чего захватывало дух и хотелось идти вперед и сражаться за право быть человеком, достойным уважения. 

Приложение 2

Критерии оценивания работы учеников на уроке:


Определение проблемы
Активность во время обсуждения
Предложения
Спикеру
Аргументы ответа
Вопросы выступающим
Полное раскрытие проблемы – 2 балла

Высокая – 2 балла
Каждое предложение по решению проблемы – 1 балл
3 балла
Каждый аргумент – 1 балл
Каждый вопрос – 1 балл
Частичное выявление проблемы -1 балл
Средняя – 1 балл




Проблема не выявлена – 0 баллов
Низкая – 0 баллов





Ссылка на сайт, где был напечатан урок:
 
Надеюсь, что данный материал вам поможет понять, что такое кейсовая технология, на современных уроках по искусству.
На создание уроков с применением данной технологии у учителя займет много времени, но результат порадует вас!

Я предлагаю вам посмотреть фильм "Осенняя песнь" П. И Чайковского из альбома "Времена года".
___________________________________








4 комментария:

  1. Прочла статью с удовольствием, хоть и не учитель музыки. Интересный подход привлечь внимание детей к классической музыке

    ОтветитьУдалить
  2. Статья нужная и интересная, о классической музыке можно говорить много. Интересный подход к уроку.

    ОтветитьУдалить
  3. Статья интересная! Метод кейсов —эффективная техника обучения. Удачи в освоении и применения этого метода!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Ирина за твой труд освящения прогрессивной информации о новых методах обучения наших детишек. Ведь музыка - это прекрасно, а классическая вдвойне!
    Музыка - единственный всемирный язык... его не надо переводить...
    на нём душа говорит с душою... /Бертольд Ауэрбах/

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика