Дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на своем блоге! Надеюсь, Вам он понравится и будет интересно!
Онлайн радио #radiobells_script_hash

суббота, 4 января 2020 г.

Принципы театральной технологии на уроках искусства.



Я рада приветствовать всех друзей и гостей моего блога!

Сегодня мы продолжим разговор о применении «театральной технологии» на уроках образовательной области «Искусство».

Театральная педагогика в общеобразовательной школе, разумеется опирается на игру. Однако, игра здесь - условие необходимое, но не достаточное. Когда мы говорим о театральной педагогике, то, во-первых, имеем в виду игру с образами.

Поясню на элементарном примере. Есть игра “в салочки” - сама по себе она никакого отношения к театральной педагогике не имеет, но мы можем превратить ее в игру театральную, например, в игру “волшебные палочки”. Как вы спросите? Очень просто. В руках у каждого салящего воображаемая волшебная палочка. Дотрагиваясь ей до осаленного он волен превратить его в кого-то.

Например, в дирижера, музыкальные инструменты, персонажа из музыкального произведения и т. д. – и осаленный будет двигаться, жить и действовать как то, во что его превратили, и постарается принять его форму, его характер, его логику действий. А также постарается представить себе и воплотить целостный образ этого персонажа.

Однако игра с образом - не обязательно роль. А также можно послушать музыку и перевести музыкальный образ в изобразительный или выразить его в танце. И это тоже будет игра с образом.

Наличие ролевой установки - второе условие существования “театральной игры”
и “театральной педагогики”.

Можно реализовать ролевую установку на уроке иначе, например, через мотивацию деятельности.  Возьмем, к примеру, ситуацию из художественного фильма “Фараон” и поставим перед каждым учеником ту задачу, которая стоит перед главным героем фильма. Каждый ученик - древнеегипетский архитектор. Он знает систему защиты гробниц, которая использовалась до построения пирамиды Хеопса (ребенку выдается справочный текст с рисунками). Он (ребенок - древнеегипетский архитектор) должен определить слабые стороны этой защиты и выдумать более надежную конструкцию.

 Если он сможет выполнить задание - получит награду (в виде оценки или иначе - как придумает учитель), а если он не выполнит задание - попадет в долгое рабство (например, должен будет дома выполнить какое-то дополнительное задание). В этом случае ребенку не надо одевать на себя хитон и цепи, не надо пользоваться для рисования палочками и папирусами. Его ролевая установка не будет развертываться актерскими средствами, но станет основной мотивацией его творческой деятельности.

И еще одно условие - “театральная педагогика” организует урок по законам искусства, а не по законам обычной игры. Ведь игра, по определению психологов - непродуктивная и не направленная деятельность, не имеющая пространственно-временных границ. Иное дело - игра театральная. Это осознанный творческий процесс, направленный на создание конечного творческого продукта, имеющий четкие пространственно-временные границы.

 В результате каждого урока класс - творческий коллектив - достигает совершенно определенного результата, закрепленного в художественном образе.

В приведенном нами выше примере создается выставка проектов “древнеегипетских” пирамид. С равным успехом при использовании этой технологии, урок любого предмета может закончится танцем преобразующихся галактик, сборником автобиографических повестей “из жизни букашек”, выступлением шумового оркестра сталелитейного цеха и так далее и тому подобное.

Выше перечисленные принципы и позволяют называть данную методику “театральной педагогикой”: создание целостного образа на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства с привлечением возможностей всех видов искусства.

Естественно, основные приемы “театральной педагогики” были открыты в недрах первобытной культуры. Ведь древние, как мы уже говорили, не знали иного способа познания мира кроме целостного и образного. Что же это за приемы?

  •  Активные действенные формы подачи и усвоения материала (та же игра),
  •  Сюрпризность в подаче материала. Сюрпризность способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия.
  •  Эмоциональная значимость материала для ученика и учителя.
  • Сюжетное построение урока.
  • Ролевая игра.
  • Целостное включение личности.
  • Раскрытие темы через целостный образ.
  • Ориентация на коллективное творчество.
  • Ориентация на достижение конечного творческого результата.


Все выше сказанное мы можем применить на современном уроке музыки в теме «Музыкальный образ».

Во-первых -  настроим ухо – концентрируем внимание.
1.   Поймай мой хлопок (одновременно делаем с преподавателем);
2.  Хлопки эхо (раз, раз – увеличивая темп);
3.  Тоже самое делаем закрытыми глазами, но уже хлопки чередуем с щелчками, хлопками по коленкам, топотом, щелчками языком, свистом. Мяуканьем, гавканьем, поцелуями. Учитель показывает – дети повторяют закрытыми глазами.
Почему закрытыми глазами? Концентрируется звук.

Во-вторых - настройка на звуковую волну. Задача настроить на творческий процесс.
Музыка души. Попробуем быть звуком, который звучит у вас в душе, эта та музыка, которую вы бы сочинили, если бы были композитором. А сочинять это произведение будем коллективно: один начинает петь руками, будет показывать до тех пор, пока не понял его замысел другой человек, который будет продолжать сочинять это произведение и так по очереди.  Нельзя танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д. показывать только руками. (Понимание человека идет через его темперамент).

В-третьих -  настраиваемся ухо на то, чтобы услышать звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра, и для его значения в характере музыкального произведения (звучит музыкальное произведение). Каждый по очереди берет тот музыкальный инструмент, который еще не задействован в произведении, чтобы передать его характер звучания в музыке, а дальше можно и подключить остальные инструменты оркестра и получится, что ученики имитируют игру симфонического или другого оркестра.

В-четвертых   -  целостное восприятие музыкального произведения.
1. Построить киноленту, то кино, которое никогда не видели и не читали: в этом фильме сценарием будет то, о чем они представили, слушая это произведение (запрещено говорить о музыкальных инструментах, игру на них описывать, танцующих людей, поющих людей, дирижера).
Сценарий составляется коллективно после прослушивания музыкального произведения, где учитывается образное видение всех участников этого проекта. И когда они приходят к единому мнению, принимается окончательный вариант сценария.

2. Дает название этой киноленте каждый человек.
Все слушают и вместе выбирают лучшее название.
Слушают сценарий, который они создали коллегиально, и подбирают подходящее название.

3.   Главный кадр.  Название четко сформулировано. В группе, которая участвует в проекте, рассказывают основной смысл-образ, который услышали в музыкальном произведении. Выбирают главный кадр – фото-действие. 
Из всех участников создают фотографию (живую картину кадра) – то есть музыкальный образ, выраженный в этом музыкальном произведении.  Их представление кадра проходит под музыку.

Театральные методики так же могут оказать школе неоценимую услугу, поскольку принятый в режиссуре метод действенного анализа – универсальный инструмент, позволяющий организовать проблемно-поисковуюдеятельность на уроке.

Действенный анализ музыкальных произведений (или анализ действий по другим заданиям), основывается на анализе логики действий, мотивации, поведения субъекта в предлагаемых обстоятельствах, что позволяет применить этот метод в любой области (учебного предмета) в образовательной деятельности.



Комментариев нет:

Отправка комментария

Яндекс.Метрика